Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

 

 

Система моей методической работы основана на принципах личностно-ориентированного обучения, где в центре внимания находится ученик как субъект.

Методическая проблема, над которой я работаю, - «Использование инновационных технологий в формировании ключевых компетенций на уроках информатики  и во внеурочной деятельности в рамках реализации системно-деятельностного подхода».

Сущность системно – деятельностного подхода заключается не в том, что ученику предлагают выполнить определенные действия, которые приведут его к созданию конкретного образовательного результата. Главное здесь – личная инициатива обучаемого, овладение универсальными учебными действиями (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные). Именно ученики становятся главными «действующими героями» на уроке. Их деятельность должна быть осмысленна, личностно – значима: что я хочу сделать? – зачем я это делаю? – как я это делаю? – как я это сделал? Только мотивированное и деятельностное обучение может быть личностно – ориентированным и развивающим.

Осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении мне помогают следующие технологии:

·         технология разноуровневого обучения (тесты, задания для самостоятельных, проверочных и контрольных работ, задания-карточки разного уровня сложности: во время выполнения задания учащиеся знают уровень сложности и уровень оценивания, что позволяет  снять эмоциональное и психологическое напряжение, формируются положительные мотивы учения); 

·         технология проблемного обучения;

·         технология ИКТ (компьютер, позволяющий повысить степень наглядности, мультимедийный проектор, сеть Интернет);

·         технология проектной и исследовательской деятельности (мини-проекты на уроках, творческие и социальные проекты на занятиях во внеурочной деятельности);

·         технология сотрудничества (с учениками, родителями, педагогами, жителями посёлка);

·         здоровьесберегающие технологии;

·         портфолио, кейс технологии.

Одной из самых эффективных технологий для меня на сегодняшний день  является «Технология развития критического мышления». В работе является важным не количество информации, а то, как ученик умеет управлять этой информацией. Именно технология РКМЧП дает возможность учителю формировать устойчивую мотивацию к изучению предмета, развивать креативные способности учащихся, проводить рефлексию их и собственной деятельности, двигаться дальше в планировании и ведении уроков, а также в профессиональном саморазвитии. Способствует самоопределению учеников, формирует самостоятельность их мышления и деятельности. Влияет на цели учителя и результаты образовательного процесса.

Технология критического мышления включает совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания), затем предоставить ему условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Уроки на основе ТРКМ отличаются трехфазной структуройвызов, осмысление, рефлексия с использованием соответствующих каждой фазе (стадии) приемов и методов.

Цель применения мною данной технологии: развитие навыков анализа и критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс, формирование метапредметных компетенций и достижение личностных результатов.

Обоснование применения технологии

Прогнозируемый результат

·         развитие интеллектуальных способностей, личностной мотивации в обучении;

·         развитие основ работы с текстом с разным уровнем понимания содержащейся в нем информации;

·         формирование ключевых компетенций учащихся;

·         развитие личности ученика;

·         развитие самостоятельности в добывании знаний;

·         развитие сотрудничества ученик-ученик, ученик-учитель;

·         развитие умения оценивать свою и чужую деятельность

 

·         умение планировать собственную учебную деятельность (ставить цель, находить пути ее решения);

·         умение систематизировать, анализировать, интегрировать информацию;

·         умение переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и обратно;

·         умение вычленять главное в инфор-мационном сообщении;

·         умение находить ошибки в информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснование и аргументы;

·         умение стать субъектом учебной деятельности, то есть самостоятельно учиться;

·         умение рефлексировать;

·         умение работать в паре, группе.

Меня привлекает эта технология, так как она обладает богатым инструментарием методических приемов, позволяющих ученику сначала в совместной деятельности с учителем, а затем самостоятельно овладеть способами работы с информацией, вдумчивого чтения, структурирования материала, умением задавать вопросы, помогает овладеть методами групповой работы. А это позволяет индивидуально подходить к развитию личности школьников не только через организацию учебного процесса, но и в отборе содержания.

 

Информационные технологии обучения

Цель технологии – формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного поля».

Применяя данную технологию я решаю задачи повышения качества процесса обучения и усвоения материала, формирования информационной культуры. У обучающихся закладываются основы эстетики за счет использования компьютерной графики, мультимедийных технологий. А так же профилактика заболеваний, переутомлений, которые отрицательно воздействуют на работоспособность человека. Формируется методическая копилка презентаций по различным разделам.. При подготовке уроков использую материалы Интернет (ЭОР и ЦОР) для создания презентаций: http://school-collection.edu.ru Для проведения уроков и внеклассных мероприятий огромную помощь оказывают электронные версии журналов издательства Педагогического университета «Первое сентября», публикации сайта социальной сети работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/.

 

Игровые технологии (Шмаков С.А.).

Цель: развитие и формирование творческой индивидуальности человека.

Использование технологии способствует выполнению следующих задач:

1. Образовательные: способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала, способствовать расширению кругозора через использование дополнительных образовательных источников.

2. Развивающие: развивать творческое мышление, способствовать практическому применению умений и навыков.

3. Воспитательные: воспитывать нравственные взгляды и убеждения, способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.

Применять игровые технологии можно в качестве элемента урока («Своя игра» при работе с понятиями, терминами и для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам). Предлагаю разгадывать кроссворды, ребусы, загадки, это всегда активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению. Данные технологии отлично работают и в качестве целого урока (интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», «Брейн ринг»).

Проектный метод обучения 

Цель технологии – развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.

В ходе урока решаются следующие задачи: стимулируется интерес учащихся к определенной проблеме, предполагающей овладение определенной суммой знаний, и предусматривающим решение этой проблемы через проектную деятельность, формируется умение применять практически полученные знания, развивается рефлекторное и критическое мышление, развиваются навыки активного коммуникативного взаимодействия учащихся.

На этапах создания проекта моя деятельность заключается в следующем: из носителя готовой информации превращаюсь в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Помогаю учащимся в поиске источников информации, иногда сама выдаю информацию по данной теме, поддерживаю непрерывную обратную связь. На подготовительном этапе помогаю выделить цель и задачи проекта, выбрать нужные методики работы. На основном этапе составления проекта являюсь координатором самостоятельной работы учащихся. На заключительном этапе делаю акцент на подготовке учащихся к публичному представлению проекта. Результат:

1. В ходе проектной деятельности ученики самостоятельно (при создании индивидуального проекта) или в совместных усилиях (при групповой работе) решают проблемы, применив необходимые знания из разных областей, получают реальный и ощутимый результат.

2. Повышается мотивация учащихся к обучению.

4. Учащиеся, выступая с проектами на школьном уровне, приобретают опыт публичных выступлений, умение аргументировать свою точку зрения, свое мнение.

 

Дата последнего обновления страницы 26.12.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»